VOICEDEMIA
VOICEDEMIA

Не каждый композитор – сонграйтер

Разбираемся, в чем разница между композитором и сонграйтером.
Когда мы слышим слово «композитор» - чей портрет видится нам отчетливей: Пола Маккартни, Билли Айлиш, Ханса Циммера или Петра Ильича Чайковского?

Представляется, что композитор - это музыкант с консерваторским образованием, обложившийся в ночи нотными станами, пишущий серьезную симфоническую музыку. И с таким классическим описанием трудно будет поспорить.

Почему слово «композитор» ближе и роднее нашему уху? Безусловно, это родство тянется из советского прошлого, ведь раньше, как правило, каждый ремесленник отвечал за Своё: композитор писал только музыку, автор слов/поэт писал слова/стихи, певец исполнял и так далее. И все делали свою работу исключительно хорошо, а местами даже гениально.

Мир меняется, наступает время DIY-артистов (DIY – от англ. DoItYourself или «сделай-сам»), и к нам приходит уже давно циркулирующее в западной музыкальной эстрадной культуре слово «сонграйтер».


Всё «в одном флаконе»
Сонграйтер (англ. songwriter, от song- «песня», writer - «автор») не пишет только тексты или только музыку, а целиком отвечает за гармонию, музыкальные фразы, концепцию песни в целом. Получается ситуация, когда «всё в одном флаконе», и этот флакон нужно как-то обозначить. Поэтому, говоря «сонграйтер», мы как бы сужаем большой ассоциативный коридор из музыкальных профессий до более конкретной специализации.

Бывают сонграйтеры, которые пишут песни и сами их исполняют, например, Билли Айлиш или Леди Гага. Но при этом Леди Гага заходила в музыкальную индустрию как автор песен для других исполнителей. Её материал исполняли The Pussycat Dolls, Бритни Спирс, Fergie и др.

А ещё Леди Гага исполнила песню «Shallow» из кинофильма «A Star Is Born»,соавтором которой выступил британский сонграйтер, продюсер, лауреат «Грэмми» и «Оскар» Марк Ронсон, ранее сотрудничавший с Эми Уайнхаус, Адель, Бруно Марсом и др.

Известная австралийская певица и сонграйтер Sia призналась, что написала текст песни «Diamonds» всего за 14 минут. Песню исполнила Рианна. Таким образом, мы видим сонграйтеров, в разный период времени выступающих как соавторами как для других артистов, так и авторами для самих себя.

Есть сонграйтеры-одиночки, накрепко увлекшиеся DIY-философией, но важно заметить, что среди сонграйтеров распространена и культура взаимодействия друг с другом. В западном мире существует такое явление, как songwriting camp - это когда лэйбл организовывает выездные сессии для группы специалистов в области создания песен. Среди них есть музыкальные продюсеры, которые руководят процессом и влияют на общую концепцию хита; есть аранжировщики или битмэйкеры (создают биты); сонграйтеры или топлайнеры (за ними запоминающиеся мелодии, музыкальные фразы, «хуки»); позже подключаются музыкальные инженеры (специалисты, которые на самом последнем этапе делают сведение и мастеринг записи). В последние годы тенденция к объединению музыкальных умов в подобные кэмпы охватывает разные уголки мира и активно распространяется у нас.

Сегодня в поддержку авторов популярных песен в США существует общественная организация «Songwriters Hall of Fame». Это ещё раз подтверждает значимость влияния «песнописцев» на мировую культуру.



Что мы имеем и что нам предстоит ещё освоить
В наше время всё переплетается и упрощается в пользу свободы творчества. Сейчас, чтобы быть композитором или сонграйтером, совсем не обязательно иметь академическое образование, играя с листа сложнейшие фуги. И то и другое ремесло становится доступней. Например, композитор и сонграйтер могут работать в одной и той же программе, где композитор будет писать заглавную тему к короткометражке, а сонграйтер «накидывать» демо-аранжировку своего будущего бэнгера. Существует немало композиторов и сонграйтеров-самоучек.

В Российских вузах нет обучающих программ по сонграйтингу, и сама культура написания песен отсутствует или понемногу заимствуется отдельными сонграйтерами. Появляются скомпилированные, пропущенные через персональный опыт, достаточно полезные и увлекательные тренинги и мастер-классы.

Также, чтобы овладеть сонграйтингом, не обязательно знать сольфеджио, джазовую гармонию и искусно владеть каким-то инструментом, хотя владение этими знаниями даже на уровне базы очень помогут в написании песен. Тем более, что эти дисциплины уже давно адаптируются, систематизируются и сужаются под конкретные запросы желающих заниматься музыкой. И желание «писать свои песни» растет в народе с каждым днем.



Ольга Афанасьева
автор статьи
Made on
Tilda